— Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь?
— Кем буду я? — Да. — А разве я не буду самим собой?
Идентичность – это, пожалуй, самое сложное и одновременно самое ресурсное из того, с чем мы сталкиваемся в процессе персонального брендинга. Здесь легко ошибиться, промахнуться, недотянуть. Принимая решение о своем образе, будьте предельно бдительны. Малейшие сомнения, дискомфорты - идейные и телесные, должны быть рассмотрены через микроскоп полной ясности и честности.
У меня была клиентка – тренер. Очень «проработанная», много про себя знающая и многие важные решения на момент начала работы уже принявшая. Но мы «запнулись» на полгода, так как все никак не могли найти этот пазл – образ, идентичность. Зато когда он нашелся – это был фейерверк. Знаете, это как последний позвонок вправить – и все, человек зажил-задышал, пошла энергия. За полтора месяца она так «рванула» вперед, что конкурентам осталось только одно – глотать ее звездную пыль. Продукт, сайт, тексты, презентации, программа – все, что висело «непроявленного» годами, было реализовано в кратчайшие сроки.
Почему же образ так важен? В терминах брендинга эта «графа» означает, что мы находим образ, который вмещает в себя комплекс важнейших ценностей, ваши стратегии, естественные реакции и поведение. Это «метафора себя». И когда вы ее нашли – она становится важнейшей подсказкой – в принятии решений о границах, стратегиях, тактике, артефактах. Становится предельно ясным, каким быть вашему сайту, в каком стиле нужно писать, как строить отношения и многое-многое-многое другое, что не открылось бы в совершенной простоте и очевидности без этой метафоры.
Поясню на собственном примере. Я – бренд-акушерка. Акушерка не рожает детей вместо своих «клиенток», правда? Вот и я не создаю за клиентов их бренд-платформы. Акушерка просто помогает родиться ребенку, который к этому готов (помните «брендинг показан не всем» в первой части?). Это довольно «скромный» образ, который не выпячивает свои заслуги – соответственно, и я никогда не выкладываю в открытый доступ бренд-платформы своих клиентов – это их труд, их смыслы, их решения. Такая «работа» таит в себе подчас сложные ситуации, в которых нужно быстро ориентироваться, быстро принимать решения – и мне нужно быть к этому готовой, поэтому я много и постоянно учусь – работе с конфликтами, импровизациям, коучингу, менеджменту, психологии, философии. Образ помогает моментально «войти в роль» – роль помогает быть предельно адекватной в рабочих ситуациях.
Если вы профессионал, работающий в найме, и нашли «метафору себя» – вам больше не придется конкурировать с другими соискателями на уровне компетенций – в первую очередь вы будете «продавать» работодателю свой образ. Если образ его не устраивает – отлично, вы оба сэкономите время и нервы.
Кто-то из вас скажет «ну вот, какая-то метафора, роль… что-то придуманное… а как же аутентичность»? Отвечу. Метафора, образ – это единственное средство для мгновенного понимания сложных динамичных развивающихся живых систем. Хотите понять или объяснить что-то сложное? Подберите метафору. «Фокус» состоит в том, что нужно найти максимально подходящий вам образ. Не правда ли, когда я говорю что «я бренд-акушерка», Вам без лишних слов очень многое, и даже то, о чем я еще не сказала о себе и методах моей работы, становится понятно? Метафора – удивительный инструмент. Она без ваших усилий будет эффективно работать с сознанием ваших клиентов.
Бывает, что путают образ и позиционирование. Это разные вещи, очень разные. О позиционировании я буду писать много позже, когда мы схематично разберем маркетинг на основе персональной бренд-платформы.
Еще один важный момент – несколько идентичностей. Даже так – многомерность идентичностей. Современный человек живет несколькими жизнями – семейной, профессиональной, гражданской, сетевой. Являться частью разных социальных групп. Он волен иметь несколько образов. Например, один человек в разных контекстах – «грузин», «отец семейства», «революционер виноделия», «совесть нации». Образы могут поддерживать друг друга, и могут быть полярными. Я уверена, что и то, и другое – абсолютно нормально.
Как взаимодействуют образ персонального бренда и образ компании, в которой человек-бренд работает? Конфликта на уровне образов я не встречала, хотя не исключаю, что в каких-то случаях они могут проявляться – и не факт, что это плохо. С этим можно и нужно работать для эволюции обоих. Гораздо более важно, чтобы личность и компания совпадали на уровне ценностей, и об этом – в следующей части.
Интересно продолжение? Кнопка RSS слева вверху.
На картинке: Иллюстрация бесконечного самодостраивания и цикличности: метафора автопоэзиса. М. Эшер. Руки.
Подборка статей по теме:
http://www.blog.brandhouse.com.ua/philosophy/metafora-sebya.html
в качестве первоисточника, без редиректа и запрещающих индексацию тегов.