Самореализация. На вершину пирамиды потребностей Абрахама Маслоу, которая знакома всем, кто имеет высшее образование, водружена Госпожа Самореализация. Позвольте не согласиться по двум причинам.
Во-первых, вот уже лет 30 в распоряжении человечества есть более продвинутая парадигма – «Теория спиральной динамики» (далее ТСД, или просто СД), основоположником которой является Клэр Грейвз. Это тщательно проработанная, более сложная и практичная парадигма, которая применима к человеку, организации, социальным образованиям; и «сведущими людьми» применяется в жизни, бизнесе, экономике, политике и т.д. Согласно ТСД, человек руководствуется не потребностями, а ценностями. Восемь эволюционирующих систем ценностей вместо одной пирамидки потребностей. Вернемся к вопросу, “кому показан персональный брендинг”. Как правило, персональным брендингом начинают слабо интересоваться «синие» (ценность «правил»), наиболее эта тема выгодна и, как следствие интересна «оранжевым» (ценность успеха). Для проактивных «зеленых» (ценность согласия, и прежде всего с самим собой) это уже потребность, часто не осознаваемая. А для «желтых» (ценность эффективности) – уже свершившийся факт. Подробнее о Спиральной Динамике можно прочитать здесь , здесь и здесь
Во-вторых, стремление к самореализации – это ментальная ловушка. Осознавая, что я не являюсь большим авторитетом в области самореализации, приведу слова Виктора Франкла[1], который как никто другой имеет право на собственное мнение по этому поводу: «Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого. Поскольку самоосуществление и самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция. Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, лишь в той мере, в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере, в какой мы выполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем также самих себя. … Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир. Другими словами: существование, которое имеет целью не логос, а самое себя, не попадает в цель»
Помните разговор о деньгах в первой части статьи? Та же логика: если делать деньги Целью, они будут доставаться вам слишком дорого – ценой потери смысла, ценой постоянной тревоги (помните евангельское «где богатство ваше, там и сердце ваше будет»), ценой потери себя… там много неприятного, на этом пути. Пусть деньги будут Результатом того, что вы нужны, что реализуете свое предназначение, свой Смысл, а не самое себя. То же самое и с самореализацией. Разница в объекте и в расстановке акцентов «цель – результат». При самореализации объект – ваши таланты и желания; при реализации предназначения объект – другие люди – те, кому вы нужны. Если делать самореализацию целью, получите букет неврозов; если она станет естественным результатом служения людям – полноту жизни, радость, здоровье… да там много приятного, на Этом пути.
Для простоты восприятия – вот вам очередная табличка.
Объект | Цель | Результат | |
Самореализация в жизни как цель | Мои таланты, мои способности, мои связи… | «Получить блага», «достичь успеха» | Успех и блага ценой потери смысла |
Самореализация в профессии как цель | Работа, проект, бизнес | Заработать денег, победить | Заработаете, победите ценой потери смысла |
Цель – реализация предназначение, миссия, ценностей; самореализация как результат | Те, кому я нужен | Сотрудничество, сотворчество, помощь другим | Смысл, радость, самореализация, материальные и нематериальные блага |
То же самое в Профессии | Люди, клиенты | Быть нужным, полезным | Смысл, радость, самореализация, материальные и нематериальные блага |
[1] Виктор Франкл, «Человек в поисках смысла»
P.S. Если то, что здесь публикуется, Вам интересно, и Вы хотите получать новые заметки на свой почтовый ящик – введите свой мейл в верхнем левом углу страницы (там где “RSS вам на Email), и нажмите ОК
Подборка статей по теме:
http://www.blog.brandhouse.com.ua/philosophy/2-samorealizaciya.html
в качестве первоисточника, без редиректа и запрещающих индексацию тегов.